Понедельник, 26.06.2017, 05:07
Приветствую Вас Гость | RSS

 Сайт средней школы №4 г.Петропавловска

Наш опрос
Чтобы вы хотели изменить в нашей школе?
Всего ответов: 103
Наши друзья
Сайт сетевого сообщества "Лидеры образования.СКО"Сетевое сообщество

Каталог файлов

Главная » Файлы » Выступления на педогогическом совете

Доклад: « Роль учебного диалога при формировании коммуникативных навыков младших школьников»
[ Скачать с сервера (22.8Kb) ] 17.01.2015, 11:58

Доклад

Тема: « Роль учебного диалога при формировании коммуникативных навыков младших школьников»

Седнева Нина Ивановна

“Жизнь по своей природе диалогична.

Жить - значит участвовать в диалоге”.

 М.М. Бахтин

 

         Начальная школа – особая ступень в развитии ребенка, его  учебная деятельность становится ведущей.

Выпускники начальной школы  должны уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование иного  метода организации учебной деятельности. Сегодня у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых выделяют и коммуникативные. Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог, человеческая жизнь невозможна без общения (диалога). Диалог необходим во всех сферах жизни. Обучение - процесс             в котором обязательно должен присутствовать диалог и младшего школьника необходимо научить обучаться с помощью диалога.

    Диалоговое обучение происходит по фазе: учитель-ученик, ученик-ученик.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации общения. Здесь можно использовать учебный диалог. Учебный диалог это согласие-несогласие, слияние-разъединение, понимание-непонимание.

Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в работе различные методы и приёмы диалогового обучения для формирования коммуникативных навыков, которые подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения.

 

Цель: научить детей пользоваться диалогом как формой общения.

Задачи:

 - содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения), отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с правилами поведения;

- учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности, действию и пр.;

 - формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

- ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;

- формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этикета, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.

 - развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Используя диалог как метод обучения,  учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность.

Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

·        ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

·        учебный диалог строго ограничен по времени;

·        если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

·        речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;

·        учебный диалог требует предварительной подготовки.

Предполагаемые результаты роли учебного диалога при формировании коммуникативных навыков младших школьников

Учащиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Правила ведения диалога:

- соблюдать очерёдность в разговоре;

- выслушивать собеседника, не перебивая;

- поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё;

- проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;

- говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- использовать литературную лексику;

- строить своё высказывание так, чтобы не обидеть собеседника.

 

Диалог можно подразделить на три уровня:

1) Диалог с собственным Я (собственные размышления). Это личностный уровень.

2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.

3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек при работе, например, над проектом).

 

Групповая учебная работа младших школьников

 

Групповая работа - это самостоятельная форма организации обучения. Это взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

При организации групповой работы необходимо учить детей сотрудничать друг с другом. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы: в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника; для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя". Учитель задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказаться, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: "Кто согласен?" Выслушивается следующий ученик, и снова учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей. После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсуждение, что помогло в достижении результата, что мешало.

Основные достоинства совместной деятельности в группах: возникновение различных мнений и необходимость обоснования доказательства своей точки зрения, объяснения того, что другим непонятно, возможность получить помощь в случае неудачи.

 

 

Обучение работе в парах

 

При формировании коммуникативных навыков нужно обучать детей работать  в парах. Особое внимание уделять умению не только слушать друг друга (педагога), но и слышать. Сначала учитель создаёт атмосферу доверия в паре, классе. Равноправный диалог возможен только в обстановке доброжелательности. Для формирования доверительных эмоциональных связей между детьми используются различные игры и упражнения.

 

Работа в паре – это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роли при этом, как правило, неравноправны, поэтому имеет место их смена (сначала один выступает в роли «обучающегося», другой – «отвечающего», а затем наоборот). У каждого ученика есть задание, которое он получает от партнера и которое надо выполнить, и задание, предложенное им самим второму человеку в паре. Возможны и другие варианты: например, учитель предлагает детям найти и обосновать правильность ответа на вопрос, и пара должна выработать общий ответ.

 После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично  исправлять и дополнять, справедливо оценивать.

 

  Диалогические умения младших школьников являются важной предпосылкой благополучия в интеллектуальном развитии, потому что роль учебного диалога будет

  • результативной

     обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • здоровьесберегающей

      позволяет снижать нервно-психические нагрузки

      учащихся за счет стимуляции познавательной

      мотивации и «открытия» знаний;

  • общепедагогической

    реализуется на любом предметном содержании и

     в любой образовательной ступени.

Учебный диалог является не только эффективной формой обучения, но и оптимальным способом развития личности обучающихся и активно применяется в сочетании с другими методами, средствами и формами организации обучения, воспитания и развития.

Вывод: «Я сам не могу, и никто из нас не может, даже учитель, давайте попробуем вместе». 

Категория: Выступления на педогогическом совете | Добавил: школа
Просмотров: 838 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Время и дата

При копировании материалов обязательна ссылка на сайт shkola4.ucoz.net © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz

%