Суббота, 16.12.2017, 00:54
Приветствую Вас Гость | RSS

 Сайт средней школы №4 г.Петропавловска

Наш опрос
Чтобы вы хотели изменить в нашей школе?
Всего ответов: 104
Наши друзья
Сайт сетевого сообщества "Лидеры образования.СКО"Сетевое сообщество

Каталог файлов

Главная » Файлы » Статьи и публикации

Проблемы и перспективы развития образования в 21 веке: профессиональное становление личности
[ Скачать с сервера (40.7Kb) ] 25.03.2013, 11:33

Учитель истории: Бактыбаева И.Т.

Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности

« Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель» [ 1].

Для профессионального становления педагога в современных условиях очень важно знать проблемы образования в XXI веке и видеть перспективы его развития. В этой связи очень кстати появилась программа подготовки работников образования РК третьего (базового) уровня, разработанная Center of ExcellenceNIS (Nazarbayev Intellectual Schools) совместно с Кембриджским университетом. «Ведущей задачей Программы является оказание помощи казахстанским учителям в оценке и усовершенствовании их педагогической деятельности». [2]. Такая оценка деятельности педагога помогает видеть перспективу развития образования. Если ранее преподаватель действовал на свой страх и риск, проводя апробацию различных методов, подходов и приемов в образовании, то теперь появилась четкая структура семи модулей, используемая в обучении и преподавании. В основу семи модулей Программы заложена конструктивистская теория обучения. «Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. …Учебные занятия, построенные на основе конструктивистского преподавания, предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремиться расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками». [3]

Поэтому так важна групповая форма работы на уроке с использованием творческих заданий. При таком обучении работают в силу своих способностей даже не очень старательные ученики. Причина в том, что это им становится интересно. От них не требуют непосильной для них мыслительной деятельности. Они выполняют то, что могут. Вторая положительная черта: творческая работа помогает раскрыться. Например: некоторые ученики показывают хорошо развитое умение ключевые идеи облекать в логичный макет коллажа. Раньше они могли видеть только картинки, теперь научились логически их распределять и объяснять: почему они так делают. Другими словами, через творческое  воображение и работу в группе дети могут реализовать учебную задачу. И самый важный плюс: все дети получают удовольствие. Многие получают удовлетворение от процесса работы, от общения и атмосферы в классе, от собственных креативных идей и от  результатов собственного труда на уроке. К сожалению, на сегодняшний день в школах существует серьезная проблема: отсутствие у школьников навыков правильной групповой работы. Преодолеть эту проблему можно с помощью индивидуальных бесед с учениками, применения школьного плана действий по выявлению барьеров, а также нужно чаще показывать на интерактивной доске притчи о духе коллективизма и сотрудничества. Но самое главное должно быть  четкое распределение обязанностей в группах на первых порах, где будет взаимозависимость. Это поможет наладить продуктивную работу в группах. А также надо направленно развивать саморегуляцию каждого ученика, акцентируя  внимание на том, что он знает, чего хочет добиться, как может решить проблему. Тогда в группе каждый будет понимать общую задачу и цель работы.

 Мы с коллегами обменялись методами наблюдений за развитием саморегуляции и пришли к выводу, что это одна из самых сложных задач, так как для многих из нас являлся новой и мало изученной. Сделать выводы о степени развития саморегуляции учеников помимо наблюдения помогает психологическое тестирование  и рефлексия самих учеников. Анализ их рефлексии – отправная точка для размышления учителя над своим преподаванием. « Развитие данных навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления детей успешными учениками» [4].

Раньше мы игнорировали опыт и мнение ученика, полагая, что они являются только субъектами, на которых направлено обучение. Теперь же, исходя из новой теории, что ученик должен стать ответственным за свое обучение, я понимаю, как важно развивать в ученике самонаправленность в работе над заданиями, самостоятельное определение им цели и задачи, а также самостоятельный выбор стратегии для решения проблем. Для этого в дальнейшем я планирую составить анкету-вопросник с использованием результатов рефлексии, где наглядно прослеживалось бы два направления: 1) определение учеником собственных знаний; 2) определение им какие методики и техники ему предпочтительнее по его потребностям. С этой целью ознакомлю с новыми техниками и способами освоения знаний. Например: кубик, бортовой журнал, ажурная пила и т.д.

« Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел» [5].

Еще одной проблемой в преподавании и обучении, а также в профессиональном становлении педагога является, на мой взгляд, умение выдерживать время во время ожидания ответа и понимать, почему неверен ответ. Общей проблемой становится затягивание опроса и нежелание отдельных учащихся отвечать. В группе педагогов, работавших над этой проблемой на курсах повышения квалификации третьего (базового) уровня пришли к общему мнению, что преодолевать эти трудности нужно через переадресацию вопроса или наводящего вопроса. А также через индивидуальный подход ( упрощение вопроса или усложнение). Можно составить алгоритм ответов через серию наводящих вопросов. Оптимальным вариантом, по мнению большинства группы учителей, будет проводить взаимоопрос в группах или парах, а также через усложненные задания по таксономии Блюма. Идти от простого к сложному. Также нами было отмечено, что очень важно строить опрос, учитывая возрастные особенности и потребности учеников. Одной из форм при опросе может быть также перекрестный опрос в игровой форме: например «на суде».

Немаловажной проблемой в системе образования является правильное оценивание и саморефлексия учащихся по поводу своих знаний.


Категория: Статьи и публикации | Добавил: школа
Просмотров: 3106 | Загрузок: 1215 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Время и дата

При копировании материалов обязательна ссылка на сайт shkola4.ucoz.net © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz

%