Четверг, 25.05.2017, 08:08
Приветствую Вас Гость | RSS

 Сайт средней школы №4 г.Петропавловска

Наш опрос
Ваше отношение к ЕНТ
Всего ответов: 120
Наши друзья
Сайт сетевого сообщества "Лидеры образования.СКО"Сетевое сообщество

Каталог файлов

Главная » Файлы » Статьи и публикации

О важности ценностных ориентиров
[ Скачать с сервера (41.9Kb) ] 25.03.2013, 11:32

О важности ценностных ориентиров

 

Статья в журнале «педагогический поиск»

 

Учитель истории Бактыбаева И.Т.

 

КГУ  средняя школа№4

«О важности ценностных ориентиров»

  Древняя римская пословица:« Не для школы, для жизни мы учимся»

В материалах Центра Современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада) в модуле «Современный урок» указываются восемь компетенций, которые считаются важными и обязательными для жизни каждого человека. Я бы хотела обратить внимание на две компетенции: уметь использовать в жизни гражданские и социальные обязанности; уметь на основе мировой и научной культуры формировать свои ценности.

Именно о ценностях и нравственности педагога хотелось бы сегодня сказать.

Мир стремительно меняется вокруг нас. Знания, которые были актуальны 2-3 года назад, уже устарели. Они меняются каждые 2-2,5 года. Наш опыт, опыт наших предков уже никого не интересует. Молодежь не поймет наших родителей, работавших сутками за копейки, ради светлого будущего отказывая себе во всем.  И, как кажется молодым людям, зря. Это светлое  для многих так и не наступило. Они резонно задают вопрос:  зачем надо было так мучиться?

Дети изменились. Мы постоянно говорим: «этот выпуск не тот, что был ранее». Таким образом, складывается такая картина: Мир меняется, общество меняется(то социализм, то капитализм ит.д.), дети меняются, а мы и наши стратегии преподавания - нет!

А кто должен быть впереди? Быть примером во всем? (если исходить из прежних убеждений) – педагог?!

 А он у нас, оказывается, плетется в хвосте, не хочет меняться, прикрываясь опытом, регалиями ит.д., или меняется не полностью. Или чувствует, что надо меняться, да не знает как… Парадокс!

Отсюда вывод: как бы ни говорили о важности опыта в работе и правильной передаче знаний, мы должны учесть - знания устаревают, чужой опыт не интересен никому

 ( каждый учится на своих ошибках). А раз так, значит надо меняться постоянно в соответствии с изменением времени.

Но как это сделать и в какую сторону идти? А это уже второй вопрос.

Мы часто высказываем свое недовольство нововведениями и переменами. Да зачем нам то, да зачем нам  се… Но согласитесь, те кто был на курсах повышения квалификации работников образования РК третьего (базового) уровня  по-другому стали мыслить! Пусть не все понимая, мы развивались. Тем более, созвучные идеи стали слышать по телевидению, радио, по всем СМИ. Значит это веление времени, так?

Понимаю, не  во всем можно согласиться с Кембриджским университетом ( да и времени прошло еще мало, чтобы делать какие – то основательные выводы), но ведь мы главное поняли: надо изменить подход к преподаванию. Что-то что приемлемо для нас взять, а что-то отсечь. «Будут и другие новшества», скажут опытные педагоги, « мы их видели перевидели».И прекрасно: от всех проектов надо что –то взять, адаптировать для своих уроков и идти дальше.

Вот мы говорили, что наша задача выпустить из школы такую личность, которая могла бы успешно утвердиться в жизни. Для этого мы должны формировать жизненно необходимые навыки, а не академические (никому, может быть, не нужные). Многие говорят, что это американский подход. Пусть! Если это соответствует времени и необходимо здесь и сейчас – пусть! Мы всегда берем  то, что надо от жизни и для жизни. Но тут встает другая проблема- НРАВСТВЕННАЯ. Воспитать конкурентноспособную личность, расталкивающую всех локтями, действительно как – то не вяжется с нашими представлениями и понятиями. Мы все- таки не на западе живем. Менталитет не тот. Это там все для себя: частная собственность и т.д. Мы люди восточные и нам не приемлем яркий индивидуализм, граничащий с эгоизмом. Для нас, восточных людей, все должно сочетаться с духом коллективизма, сотрудничества. То есть ценности, о которых мы говорили ранее: доброта, любовь, честность, уважение, взаимовыручка и поддержка должны быть приоритетными. Это как раз то,что и дают нам уроки, разработанные в ключе семи модулей по программе повышения квалификации учителей третьего (базового) уровня.

Страшнее экономического кризиса – нравственный и духовный кризис. А это сейчас наблюдается повсеместно после развала Советского Союза.

Мы часто беседуем со старшим поколением о том, почему стало так много наркоманов, игроманов, суицидальных среди детей и молодежи?? Да потому что нет моральной и нравственной основы, то, что раньше воспитывалось и прививалось не только школой, но и обществом, родителями.

Давайте обратимся к значению слов «нравственность» и «ценность».

Нравственность этосовокупность норм поведения человека в обществе.В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.[википедия]. О важности и значимости нравственности говорили еще древние мыслители.

«Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»

Аристотель   

«Нравственность - это разум воли»

Гегель

Общество людей строится на определенных ценностях. Что же это такое? Обратимся к словарю.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо

Категория: Статьи и публикации | Добавил: школа
Просмотров: 602 | Загрузок: 84 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Время и дата

При копировании материалов обязательна ссылка на сайт shkola4.ucoz.net © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz

%