Вторник, 26.09.2017, 14:01
Приветствую Вас Гость | RSS

 Сайт средней школы №4 г.Петропавловска

Наш опрос
Ваше отношение к ЕНТ
Всего ответов: 124
Наши друзья
Сайт сетевого сообщества "Лидеры образования.СКО"Сетевое сообщество

Каталог файлов

Главная » Файлы » Статьи и публикации

Новые подходы в преподавании и обучении: развитие самопознания и саморегуляции учащихся как средства повышения качества образования
[ Скачать с сервера (27.0Kb) ] 25.03.2013, 11:30

Новые подходы в преподавании и обучении: развитие самопознания и саморегуляции учащихся как средства повышения качества образования

Бактыбаева И.Т.

(Учитель истории, КГУ СШ №4)

В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы, известные как  «преподавание и обучение на основе диалога» и самосознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Движущей силой «обучения обучению» является самопознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс;  и 4) как оценить результативность обучения.[«руководство для учителя», с.138].

 Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня основывается на семи модулях, в основе которых лежит конструктивистская теория преподавания и обучения. Из всех семи модулей самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии самопознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «самопознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». [Флейвелл,1976 г., из «руководства для учителя», с.149]. Флейвелл выделяет три компонента самопознания:

·                    Познание себя в качестве ученика

·                    Знание, понимание и оценка целей и заданий

·                    Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного самопознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы саморегуляции:

ü    Самонаправленность в процессе работы над заданиями

ü    Самостоятельное определение проблемы и цели

ü    Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.

При этом очень важно учитывать такие аспекты обучения как то, что:

Ø    Нужно начать с определения того, где находится ученик

Ø    Ученики должны учиться обучению

Ø    Ученики должны говорить о том, чему они обучаются

Ø    Обучение осуществляется учениками, а не для них.

Отсюда вывод: ученики должны учиться обучению. Тогда возникает вопрос: как развивать саморегуляцию? С помощью «зоны ближайшего развития». По Выготскому – «это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития» [«руководство для учителя», с.133]. Преодолеть это расстояние учащийся может только с помощью взрослого, либо с более способными учениками. Здесь важна методика «установления подмостков» первоначально разработанная ЖеромомБрунером. Это постепенно увеличивающаяся, а затем уменьшаемая помощь в овладевании знаниями. При этом очень важно учесть опыт ученика и мнение учащегося.

самопознание и саморегуляция развиваются через концепцию «Я».  Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных частей:

v    Аффективный компонент «как ощущаю себя в качестве ученика»

v    Когнитивный компонент «что я знаю и умею»

v    Социальный компонент «как взаимодействую с обществом»

Основная цель  педагога в развитии самопознания и саморегуляции учащихся – это научить учиться. Как это выглядит  на практике?  самопознание и саморегуляция должны прослеживаться наиболее ярко по трем направлениям:

                                           I.                       При работе над выполнением заданий по таксономии Блума.

Выполняя эти задания от простого к сложному ученик проявляет самопознание( то есть может определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или выбрать стратегию своего образования ( например наметить как выполнить шестой уровень таксономии). Через какие задания можно проследить это? Приведу несколько примеров из  практики учителя истории.

Например: дается задание 1) «Составить словарь терминов» при повторении по теме «Раннее средневековье». Ученики выписывают все исторические термины по всему разделу и записывают в тетрадь в алфавитном порядке. Это задание на знание, понимание и применение.

 2) Составить схему «картография» по датам и событиям. В пособии «101 техника»по компетентностной педагогике есть описание этой техники.

3) Составить «денотатный граф» по подтеме «монархия» (урок «Образование централизованных монархических государств»), где от этого термина отходят два ключевых понятия: централизованная и сословно – представительная. Дети должны дописать значение каждого  прилагательного. Это задание уже на анализ и синтез.

Категория: Статьи и публикации | Добавил: школа
Просмотров: 8782 | Загрузок: 997 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Время и дата

При копировании материалов обязательна ссылка на сайт shkola4.ucoz.net © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz

%