Пятница, 23.02.2018, 09:25
Приветствую Вас Гость | RSS

 Сайт средней школы №4 г.Петропавловска

Наш опрос
Ваше отношение к ЕНТ
Всего ответов: 127
Наши друзья
Сайт сетевого сообщества "Лидеры образования.СКО"Сетевое сообщество

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков для начальных классов

Открытый урок: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья»
[ Скачать с сервера (48.5Kb) ] 23.02.2013, 12:53
Ход урока:

Организационный момент.
Эмоциональный настрой.

Разрешите начать мне урок.
Я хочу, чтобы был он вам впрок.
Предлагаю я вам размышлять,
Доказывать, спорить и представлять.

Стадия вызова: прием « Корзина идей»
Звучит музыка «Родительский дом»
Беседа:
- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, дом,
семью).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися, учитель записывает на доске предположения детей)
Работа в группах:
Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас.
На свете чудо есть - семья.
Семь драгоценных, светлых я.
Они, как ноток семь, дружны,
И все красивы и важны,
Три нотки – папа, мама, я.
Ещё одна – сестра моя.
Ещё две – бабушка и дед,
Седьмой лишь нотки с нами нет.
«Гав – гав!» - да во дворе она.
Всем нотка хорошо слышна.
Она звончее всех звучит,
На месте нотка не сидит.
В семье семь ноток – семь цветов,
Семь драгоценных голосов,
Семь струн, звучащих, как одна,
И каждая из них важна.
Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».
Какие пословицы подходят к теме «Семья»?
1. Вместе – мы сила.
2. Нет друга – ищи, а нашел – береги
3. Согласную семью и горе не берёт.
4. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
5. Своя семья – самые верные друзья.
6. Сердце матери лучше солнца греет.
7. Вся семья вместе, так и душа на месте.
8. Уговор дороже денег.
9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
10. Согласие крепче каменных стен.
11. Красив тот, кто красиво поступает
12. На что и клад, коли в семье лад.
13. Одна пчела не много меду натаскает.
14. Крепкую дружбу и водой не разольешь
15. Один в поле не воин.
16. Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.
17. Добрый человек добру и учит.
18. Согласие крепче каменных стен.
19. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
20. Согласье в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему.
21. Всякий человек на деле познаётся.
Проверка работы в группах.
На уроках литературы мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. А чтобы наша речь была яркой и приятной для других, проведем речевую разминку.

1. Да-да-да- вода, провода, природа, лебеда
Ра-ра-ра- игра, гора, нора, кора
Жи-жи-жи- ежи ,ужи, ножи, лыжи
Чка-чка-чка- печка, свечка, ночка, дочка
2. Проворонила ворона вороненка.
 Медленно
 С логическим ударением на 1 слово
 С логическим ударением на 2 слово
 С логическим ударением на 3 слово
Молодцы, ребята.
Фаза осмысления:
Сегодня мы с вами говорим о семье, как сделать так, чтобы все были вместе, дружны. А попытаемся ответить на этот вопрос при изучении произведения Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.
- Что вы о нем уже знаете?
-Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л. Н. Толстого (выступление подготовленных учащихся)

Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100– летие со дня смерти писателя.
Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.
Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился.
Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).
Работа над текстом.
- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).
- Над чем надо задуматься?
- Какому жизненному правилу вас учит произведение?
Вторичное чтение произведения:
- К какому жанру относится это произведение? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним какие жанры вы ещё знаете?

 Жили-были муж и жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: - Ну, дочка, будь умницей, береги братца. А мы с базара гостинцев привезём. (Сказка)
 Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молоко даёт. (Загадка)
 Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (Стихотворение)
 Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт. (Рассказ)
Так вот, ребята в литературе есть ещё один жанр, который называется притча.
На доске расположена карточка с определением:
ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль).
ПРИТЧА – так называется небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.
Чтение с остановками:
Чтение эпизода об отце и сыновьях

- Что отец часто говорил сыновьям?
- Объясните, почему сыновья ссорились?
- Что тогда отец сказал сыновьям?
-Что попросил сделать отец?
- Объясните, почему сыновья не могли сломать веник?

- Было ли сыновьям легко?
- Что тогда сказал отец?
- Объясните, почему они не смогли сломать веник, но легко переломали прутья?
- Скажите, над чем же надо задуматься?
Работа по рисунку:
Найдите и зачитайте слова из текста, которые подходят к рисунку.
Прочитайте слова, в которых заключена основная мысль рассказа?

«Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.
Каждый из вас написал сочинения о своей семье (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения).
Ребята, мы говорили о том, что семья должна быть дружной, члены семьи всегда должны быть вместе. Но оказывается, это касается не только людей, но и животных. Я предлагаю вам познакомиться с бирманской сказкой «Коровы врозь – тигру радость» (чтение сказки).

- Объясните, почему же говорят: «Коровы врозь – тигру радость»?

Подведение итогов урока.
- С каким произведением познакомились?
- Чему научились на уроке?
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Инструктаж по домашнему заданию.
Попробуй сочинить:
1. Напиши свою притчу, название которой можешь заимствовать у Толстого.
2.Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.
Рефлексия.
А сейчас я вам предлагаю составить синквейн на тему: «Семья»
1. Семья
2. Большая, дружная.
3. Помогает, выручает, учит.
4. Семья вместе – душа на месте.
5. Родители

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Категория: Разработки уроков для начальных классов | Добавил: shkola№4
Просмотров: 739 | Загрузок: 76 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Время и дата

При копировании материалов обязательна ссылка на сайт shkola4.ucoz.net © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz

%